ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ PISA
Kalit so‘zlar:
интернет, интернет-устройства, интернет-зависимость, учащиеся, подростки, школа, академическая успеваемость, частие в исследованиях PISA, психологическое благополучие, родители, учителя, цифровая грамотность.Annotatsiya
В условиях интенсивного распространения информационных технологий, проблема интернет-зависимости среди подрастающего поколения является наиболее акуальной, так как это сановится фактором снижения когнитивного и социального потенциала молодёжи. В связи с этим целью данной статьи является изложить анализ публикаций, раскрывающих особенности влияния на психику детей взаимодействия их с Интернетом в контексте академических достижений и успешного их участия в исследованиях PISA. Изучение научных источников показало распространённость интернет-зависимости, чрезмерного использования интернет в развлекательных, а не образовательных целях, что негативно отражается на психологическом благополучии школьников, в том числе и узбекских учащихся. Сделан вывод о том, что необходимо развитие цифровой грамотности у учащихся, педагогов, родителей. Такие меры обепечат успешное участие школьников в исследованиях PISA и создают основу для воспитания устойчивого, здорового и образованного общества, способного адаптироваться к быстро меняющимся глобальным условиям.
Adabiyotlar
Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 20–25. DOI: https://doi. org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25
Ионова В.Е., Голова Н.С. Взаимодействие школьников с сотовым телефоном как психологическая проблема // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2 (24). С. 68-75.
Калинина Н.В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся: субъект-порождающее взаимодействие // Образование личности. 2017. № 1. С. 12-17.
Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN119.pdf (доступ свободный).
Микляева А.В., Безгодова С.А. Академическая успеваемость школьников с разным опытом цифровой социализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с между- народным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 С. 167-172.
Николаева Е.И., Исаченкова М.Л. Оценка родителями роли гаджетов в процессе воспитания детей до четырех лет // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с между- народным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 С. 113-116.
Печерская Э.П., Меркулова Д. Ю. Дошкольники в сети Интернет // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 76-77.
Психическое здоровье и психосоциальное благополучие подростков в школе. Исследование в рамках сотрудничества правительства Узбекистана и ЮНИСЕФ, 2022 г. – 200 с. – С. 9. https://www.unicef.org/uzbekistan/media/518.pdf
Рерке В.И., Портная Я.А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 2. С. 25-33. DOI: 10.24147/2410- 6364.2021.2.25-33.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-15.
Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. № 12(4). С. 12-27.
Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи // Экология человека. 2021. № 7. С. 43–50.
Griffiths M.D. Internet addiction: an issue for clinical psychology? Clinical Psychology Forum. 1996. 97. Pp. 32-36.
OECD (2016). Are there differences in how advantaged and disadvantaged students use the Internet? PISA in Focus. <https://www.oecd-ilibrary. org/education/are-there-differences-in-how-advantaged-and-disadvantaged-students-use-the-internet_5jlv8zq6hw43-en>.
OECD (2018), OECD Handbook for Internationally Comparative Education Statistics 2018: Concepts, Standards, Definitions and Classifications, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9789264304444-en.
OECD (2023), PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/53f23881-en. ISSN 1996-3777 (online).
World Health Organization (2016). Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people’s health and well-being. .
Yuklab olishlar
Nashr etilgan
Son
Bo‘lim
Litsenziya
Mualliflik huquqi (c) 2024 Научный вестник Ферганский государственный университета

Ushbu ish Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Xalqaro litsenziyasi ostida litsenziyalangan.