sg
O‘zbekcha

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ PISA

Mualliflar

  • Абдукадирова Лаура Юльбарсовна

    Fergana State University
  • Миронов Даниил Валерьевич

    университет им. Н.И. Лобачевского. Г. Нижний Новгород, Россия

Kalit so‘zlar:

интернет, интернет-устройства, интернет-зависимость, учащиеся, подростки, школа, академическая успеваемость, частие в исследованиях PISA, психологическое благополучие, родители, учителя, цифровая грамотность.

Annotatsiya

В условиях интенсивного распространения информационных технологий, проблема интернет-зависимости среди подрастающего поколения является наиболее акуальной, так как это сановится фактором снижения когнитивного и социального потенциала молодёжи. В связи с этим целью данной статьи является изложить анализ публикаций, раскрывающих особенности влияния на психику детей взаимодействия их с Интернетом в контексте академических достижений и успешного их участия в исследованиях PISA. Изучение научных источников показало распространённость интернет-зависимости, чрезмерного использования интернет в развлекательных, а не образовательных целях, что негативно отражается на психологическом благополучии школьников, в том числе и узбекских учащихся. Сделан вывод о том, что необходимо развитие цифровой грамотности у учащихся, педагогов, родителей. Такие меры обепечат успешное участие школьников в исследованиях PISA и создают основу для воспитания устойчивого, здорового и образованного общества, способного адаптироваться к быстро меняющимся глобальным условиям.

Mualliflar haqida

  • Абдукадирова Лаура Юльбарсовна, Fergana State University

    Ферганский государственный университет, преподаватель кафедры психологии.

  • Миронов Даниил Валерьевич, университет им. Н.И. Лобачевского. Г. Нижний Новгород, Россия

    студент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Г. Нижний Новгород, Россия

Adabiyotlar

Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 20–25. DOI: https://doi. org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25

Ионова В.Е., Голова Н.С. Взаимодействие школьников с сотовым телефоном как психологическая проблема // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2 (24). С. 68-75.

Калинина Н.В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся: субъект-порождающее взаимодействие // Образование личности. 2017. № 1. С. 12-17.

Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN119.pdf (доступ свободный).

Микляева А.В., Безгодова С.А. Академическая успеваемость школьников с разным опытом цифровой социализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с между- народным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 С. 167-172.

Николаева Е.И., Исаченкова М.Л. Оценка родителями роли гаджетов в процессе воспитания детей до четырех лет // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с между- народным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 С. 113-116.

Печерская Э.П., Меркулова Д. Ю. Дошкольники в сети Интернет // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 76-77.

Психическое здоровье и психосоциальное благополучие подростков в школе. Исследование в рамках сотрудничества правительства Узбекистана и ЮНИСЕФ, 2022 г. – 200 с. – С. 9. https://www.unicef.org/uzbekistan/media/518.pdf

Рерке В.И., Портная Я.А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 2. С. 25-33. DOI: 10.24147/2410- 6364.2021.2.25-33.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-15.

Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. № 12(4). С. 12-27.

Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи // Экология человека. 2021. № 7. С. 43–50.

Griffiths M.D. Internet addiction: an issue for clinical psychology? Clinical Psychology Forum. 1996. 97. Pp. 32-36.

OECD (2016). Are there differences in how advantaged and disadvantaged students use the Internet? PISA in Focus. <https://www.oecd-ilibrary. org/education/are-there-differences-in-how-advantaged-and-disadvantaged-students-use-the-internet_5jlv8zq6hw43-en>.

OECD (2018), OECD Handbook for Internationally Comparative Education Statistics 2018: Concepts, Standards, Definitions and Classifications, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9789264304444-en.

OECD (2023), PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/53f23881-en. ISSN 1996-3777 (online).

World Health Organization (2016). Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people’s health and well-being. .

Yuklab olishlar

Nashr etilgan

2024-09-18