With the extensive expansion of information technologies, internet addiction among the younger generation emerges as a critical issue, diminishing their cognitive and social potential. This article aims to present an analysis of publications that explore how internet interaction affects children's psyche in the context of academic achievements and their successful participation in PISA studies. Research indicates the prevalence of internet addiction and its excessive use for entertainment rather than educational purposes, adversely impacting psychological well-being, including among Uzbek students. It concludes that fostering digital literacy among students, educators, and parents is essential. Such measures will ensure successful participation in PISA studies and lay the groundwork for nurturing a resilient, healthy, and educated society capable of adapting to rapidly changing global conditions.
References
Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов // Здоровье населения и среда обитания. 2020. № 8 (329). С. 20–25. DOI: https://doi. org/10.35627/2219-5238/2020-329-8-20-25
Ионова В.Е., Голова Н.С. Взаимодействие школьников с сотовым телефоном как психологическая проблема // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2 (24). С. 68-75.
Калинина Н.В. Профилактика рисков интернет-активности обучающихся: субъект-порождающее взаимодействие // Образование личности. 2017. № 1. С. 12-17.
Карпова Е.Е. Воздействие цифровой среды на академическую успеваемость обучающихся в начальной школе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN119.pdf (доступ свободный).
Микляева А.В., Безгодова С.А. Академическая успеваемость школьников с разным опытом цифровой социализации // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с между- народным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 С. 167-172.
Николаева Е.И., Исаченкова М.Л. Оценка родителями роли гаджетов в процессе воспитания детей до четырех лет // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: материалы Всероссийской научной конференции с между- народным участием, приуроченной к 45-летию подготовки педагогических кадров для начальной школы в Елецком государственном университете им. И.А. Бунина, 15-16 октября 2020 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020 С. 113-116.
Печерская Э.П., Меркулова Д. Ю. Дошкольники в сети Интернет // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 76-77.
Психическое здоровье и психосоциальное благополучие подростков в школе. Исследование в рамках сотрудничества правительства Узбекистана и ЮНИСЕФ, 2022 г. – 200 с. – С. 9. https://www.unicef.org/uzbekistan/media/518.pdf
Рерке В.И., Портная Я.А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2021. № 2. С. 25-33. DOI: 10.24147/2410- 6364.2021.2.25-33.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-15.
Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. № 12(4). С. 12-27.
Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи // Экология человека. 2021. № 7. С. 43–50.
Griffiths M.D. Internet addiction: an issue for clinical psychology? Clinical Psychology Forum. 1996. 97. Pp. 32-36.
OECD (2016). Are there differences in how advantaged and disadvantaged students use the Internet? PISA in Focus. <https://www.oecd-ilibrary. org/education/are-there-differences-in-how-advantaged-and-disadvantaged-students-use-the-internet_5jlv8zq6hw43-en>.
OECD (2018), OECD Handbook for Internationally Comparative Education Statistics 2018: Concepts, Standards, Definitions and Classifications, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/9789264304444-en.
OECD (2023), PISA 2022 Results (Volume I): The State of Learning and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris, https://doi.org/10.1787/53f23881-en. ISSN 1996-3777 (online).
World Health Organization (2016). Growing up unequal: gender and socioeconomic differences in young people’s health and well-being. .