АСКИЯ-ИСКУССТВО СЛОВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ АСКИЯ-ИСКУССТВО СЛОВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

Основное содержимое статьи

G'ayratbek Xolbutayev

Аннотация

Включение узбекской аскии, являющейся самостоятельным жанром в мировом фольклоре, в список редких объектов международной организацией ЮНЕСКО, изучение жанровой природы, классификации, художественно-эстетической сущности узбекской аскии на основе новых современных концепций фольклора, и монографические исследования являются одной из важных задач фольклористики. Необходимо указать выражение национального духа в жанре аскии, жизненно-бытовые функции фольклорных жанров, место аскии в развитии круга художественно-эстетических задач. Это и определяет актуальность данной темы исследования. Аския, как самостоятельный жанр узбекского фольклора, впервые была изучена этнографами в начале XX века. В этом плане услуги А.Л.Троицкой приобретают особое значение. На основании своих наблюдений за узбеками и полевых записей ученый высказывает свое мнение о выполнении аскии в народе любителями с древнейших времен и некоторых ее видах.
В статье говорится о том, что аския основана на юморе, строится на основе юмора и вызывает смех на поле с целью проверки мастерства, точности, оперативности и остроты мышления исполнителей. тема в аские. Раскрыта роль Аскии в развитии духовной жизни и художественного мышления нашего народа, особенности искусства текстов Аскии, стиля исполнения и мастерства исполнителей Аскии.


Как жанр фольклора, это диалогическая или полилогическая речь, основанная на соревновании двух и более человек, стоящих рядом, и по своей сути лидирует юмор. Это уникальное устное литературное произведение, созданное сообществом и передающееся из уст в уста, из поколения в поколение.
Аския важна как самостоятельный жанр узбекского фольклора в соответствии с теорией юмора в силу своей природы: она основана на юморе, построена на юмористической основе, вызывает смех, употребление слов и фраз метафорического содержания. в рамках определенной темы оно формируется на основе диалогической речи и приобретает бинарную сущность.
Аския самостоятельно не изучалась в филологии мира и тюркских народов, она изучается лишь со второй половины XX века как образец устного творчества. В этом плане особого внимания заслуживает кандидатская диссертация узбекского фольклориста Р. Мухамадиева. К XXI веку лингвистические аспекты аскии исследовал узбекский лингвист Х.Х.Досматов.
Аския – жанр, специфичный для драматического жанра. Аския отличается тем, что предназначена для сценического исполнения, представляющего уникальные стороны народной драматургии. В «Аскии» участники выступают в роли сценических персонажей, их диалогическая речь оценивается зрителями. Именно эта сторона дела определяет видовую принадлежность этого жанра.

Информация о статье

Как цитировать
Xolbutayev, G. (2024). АСКИЯ-ИСКУССТВО СЛОВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ: АСКИЯ-ИСКУССТВО СЛОВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ. Научный вестник Ферганский государственный университета, 30(1), 65. извлечено от https://journal.fdu.uz/index.php/sjfsu/article/view/2977
Раздел
Литературоведение
Биография автора

G'ayratbek Xolbutayev, Andijon davlat universiteti

Andijon davlat universiteti, Filologiya fanlari bo‘yicha falsafa doktori (PhD), dotsent

Библиографические ссылки

O‘zbekiston Respublikasi Prezidentining 11.07.2023 yildagi PQ-222-sonli “Respublikada milliy askiya va qiziqchilik san’atini yanada rivojlantirish chora-tadbirlari to‘g‘risida” qarori https://lex.uz/docs/-6531520

Andijon davlat universiteti folklor arxivi. Folklor ekspeditsiyasi materiallari. 47-daftar.

Do‘smatov X.X. Askiya matnining lingvostilistikasi. Filol.fan.b. fals. dokt... diss. ‒ Farg‘ona, 2018. ‒ 135 b.

Elxan Nəcəfovun. Ədəbiyyat nəzəriyyəsi. Boku,“HƏDƏF”// Vikipediya, azad ensiklopediya

Imomov K., Mirzayev T., Safarov O. va Sarimsoqov B. Askiya. O‘zbek xalq og‘zaki poetik ijodi. Darslik. ‒ Toshkent: O‘qituvchi, 1990. ‒ 340 b.

Jo‘rayev M., Eshonqulov J. Folklorshunoslikka kirish. – Toshkent: Barkamol fayz media nashriyoti, 2017. ‒ 180 b.

Joʻrayev M., Eshonqulov J. Folklorshunoslikka kirish. – Toshkent: Barkamol fayz media nashriyoti, 2017. ‒ B.103.

Madayev O., Sobitova T. O‘zbek xalq og‘zaki poetik ijodi. ‒ Toshkent: Sharq, 2005. ‒ 208 s.

Mirzayeva S., Xolbutayev G‘. Farg‘ona vodiysi askiya san’ati ‒ Andijon: Arjumand media, 2019. ‒ 144 b.

Muhamadiyev R. Askiya (oʻzbek xalq ijodiyotining janri). Filol.fan.nom.diss. – Toshkent, 1961. ‒ 233 b.

Muxammadiyev R. (to‘plovchi va nashrga tayyorlovchi) O‘zbek xalq og‘zaki ijodi. Askiya. – Toshkent: G‘afur G‘ulom nomidagi adabiyot va san’at nashriyoti, 1970. ‒ 288 b.

Qodirov M. Masxaraboz va qiziqchilar san’ati. – Toshkent: Fan, 1971. – 244 b.

Qodirov M. O‘zbek an’anaviy teatri. ‒ Toshkent: Alisher Navoiy nomidagi O‘zbekiston Milliy kutubxonasi nashriyoti, 2010. ‒ 248 b.

Qodirov M. Oʻzbek xalq tomosha sanʼati. ‒ Toshkent, Oʻqituvchi, 1981. ‒105 b.

Sultonov H. Askiya. Kulgi chehraning guli. – Toshkent: Cho‘lpon, 1998. –185 b.

Алексеев В.Л. Оружием политической сатиры. ‒ М.: Мысль, 1979. ‒ 244 с.

Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. монография, сборник работ. ‒ М.: Художественная литература, 1986. ‒ С.3. (общ. С.543)

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. ‒ М.: Художественная литература, 1990. ‒ 543 с.

Веселовский А.Н. Историческая поэтика. ‒ М.: Высшая школа, 1989. ‒ 404 с.

Дмитриев A.B. Социология юмора. ‒ М., 1996. ‒ 214 с. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. ‒ М.: Искусство, 1977. ‒ 184 с.

Карасев Л.В. Философия смеха. ‒ М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996. ‒ 224 с.

Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. ‒ М.: Искусство, 1966. ‒ С. 31-32.

Материал wortwuchs.net сайтидан олинди.

Мухтар Казымоглы. Генезис и поэтика смеха в азербайджанском фольклоре. – Баку: Элм ве техсил, 2017. – 360 с.

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. – М.: Искусство, 1976. ‒ 183 с.

Троицкая А.Л. Народный театр в Узбекистане // Восточный сборник. 1990. Вып. № 4. – С. 144-151.

Чернявский М.Н. Комедия Аристофана и античные теории смеха // Аристофан. ‒ М., 1956. – С. 81-108