sg
O‘zbekcha

О ТЕРМИНЕ ПРЕСУАЗИВНОСТИ

Авторы

Ключевые слова:

персуазия, персуазивность, персуазивный дискурс, персуазивные средства, блендинг, речевое воздействие, интенция говорящего, модус.

Аннотация

В данной статье описывается значение термина убедительность, который был перенят из науки психологии в лингвистику. Понятия «убеждение» и «переубеждение», которые первоначально в психологической литературе определялись термином убеждение, были принесены в лингвистику под названием убедительности, сохранив свою сущность. В языкознании это понятие, которое оценивается как способ воздействия посредством речи, в русском языкознании называется убедительностью, в английском и немецком языкознании - убеждением. Несмотря на то, что в узбекском языкознании существует ряд научных взглядов, связанных с влиянием речи, термин, выражающий содержание вселения адресату доверия с помощью речи и тем самым изменения его мыслей и взглядов, не фигурирует. В лингвистике слово убеждение — от латинского persuasio — означает убеждать, убеждать — используется для определения уровня достоверности информации на основе критериев «достоверно» или «недостоверно». Этот термин впервые введен в научный оборот в области стилистики в языкознании. Позднее убедительность стала изучаться в гармонии с вопросами лингвистики текста, психолингвистики, когнитивной лингвистики, речевых эффектов. Статья адресована представителям русского языкознания, а также мирового языкознания. При освещении темы активно использовались методы наблюдения, сравнительного анализа, классификации и обобщения. В результате исследования анализируются теории о термине убедительность и определяются инструменты, придающие убеждающий смысл дискурсу.

Биография автора

  • Zilola Yigitaliyeva , Fergana State University

    Farg‘ona davlat universiteti, filologiya fanlari bo‘yicha falsafa doktori, v.b.dotsent

Библиографические ссылки

Блакар Р. Язык как инструмент социальной власти [в:] Язык и моделирование социального взаимодействия, Москва 1987.

Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): автореф. дисс. ... к. филол. наук, Санкт-Петербург, 2003.

Григорьева П.В. Блендинг как тип неузуального словообразования: к уточнению понятия.// МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019. - 489 с.

Громыко С.А. Персуазивный комплекс как единица анализа парламентского дискурса. / С. А. Громыко // Научный диалог. — 2021. — № 4.

Гусарова В.С. Персуазивный дискурс как объект овладения студентами языковых вузов. // Преподаватель ХХI век 1/2018. – С. 100.

Маҳмудова Д.А. Психокоррекция асослари. Тошкент, 2020.

Носкова Д.А. Персуазивные производные имена существительные в современном немецком языке. Автореф. диссер. … кандит. филол. наук. Калилинград, 2009. – С.10.

Zdunkiewicz D., 1991, Językowe środki perswazji w homiliach (na przykładzie tekstów Jana Pawła II), Kraków. - S. 149.

Опубликован

2024-09-12