ИСЛАМО-ТЕНГРИАНСКИЙ СИМВОЛИЗМ И САКРАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУГОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАХОРОНЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО УЗБЕКИСТАНА
Ключевые слова:
символ, зиярат, туг – шест у могил, суфизм, шаманизм, культ коня у тюркских народов, дерево жизни, обряд тойэлгиАннотация
В данной статье обсуждается практика почитания могил и мавзолеев, которые стали особыми культовыми объектами для мусульман Узбекистана. Авторы также приводит исторические свидетельства о присутствии тугов с конскими хвостами на могилах духовных лидеров и объясняет их символическое значение. Исследования, проведенные в этой области, описываются, а также представлены точки зрения различных авторов на историческое и функциональное значение этих тугов.
Библиографические ссылки
Charfi A., Namatov N.A., Turaev B.O. The rise of islam //International Journal of Intellectual Cultural Heritage. – 2022. – Т. 2. – №. 2. – С. 121-132.
Turaev B.O., Namatov N.A., Namatov M.A. Islamic achievements in science //International Journal of Intellectual Cultural Heritage. – 2022. – Т. 2. – №. 2. – С. 25-35.
Samatov X.U. Naqshbandiya tariqatida xalq bilan muloqot qilishning tasavvufiy-falsafiy asoslari //Ilmiy axborotnoma. – С. 69.
Тураев Б.О. Махдуми Аъзам-мутафаккир //Самарқанд: ИБХМ нашриёти. – 2013.
Moser, Henri „Durch Central-Asien“, Leipzig, 1888.
Терлецкий Н.С., Некоторые древние атрибуты мусульманских мест паломничества и поклонения (к вопросу о функциях и символизме туга. http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-884314-159-6/978-5-884314-159-6_05.pdf (доступ - 12.05.2020)
Салоҳиддин Муҳиддин, «Исломда ўлим ва жаноза масалалари». Тошкент, Мовароуннаҳр, 2000
https://qomus.info/encyclopedia/cat-t/tug-uz/ (доступ 04.05.2020)
Дмитриев С.В. Знамя в военно-политической культуре тюрко-монгольских кочевников. Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 4.
http://hirr.hartsem.edu/ency/Syncretism.htm (доступ 03.05.2020)
http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-884314-159-6/978-5-884314-159-6_05.pdf (доступ - 12.05.2020)
Снесарев Г. П. Реликты до мусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. Москва, 1969
Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990
Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960
Безертинов Р.Н. Тенгрианство – религия тюрков и монголов. Казань, 2004
Хакимов А., Файзиева В., "Ўзбекистон Давлат Санъат Музейи ноёб хазинасидан". Ташкент, 2014
Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф, «Сунний ақийдалар». Тошкент, Шарқ. 2011
Сафаров А. И., Ризаев И. И. Роль исторического сознания и исторической памяти в системе национального сознания //Культурное наследие и народное искусство: сохранение и актуализация в целях устойчивого развития общества. – 2022. – С. 297-303.
Усмонов Ф. Н. Основные этапы развития научной рациональности //Theoretical & Applied Science. – 2017. – №. 11. – С. 181-184.
Mardonov R. The role of social and humanitarian disciplines in the professional development of students //Conferencea. – 2021. – С. 17-21.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Научный вестник Ферганский государственный университета

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.