sg
O‘zbekcha

ИСЛАМО-ТЕНГРИАНСКИЙ СИМВОЛИЗМ И САКРАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУГОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАХОРОНЕНИЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО УЗБЕКИСТАНА

Mualliflar

  • Dilbar Gafforova

    Fergana State University
  • Ilxom Rizayev

    Samarkand branch of Tashkent University of Information Technologies

Kalit so‘zlar:

символ, зиярат, туг – шест у могил, суфизм, шаманизм, культ коня у тюркских народов, дерево жизни, обряд тойэлги

Annotatsiya

В данной статье обсуждается практика почитания могил и мавзолеев, которые стали особыми культовыми объектами для мусульман Узбекистана. Авторы также приводит исторические свидетельства о присутствии тугов с конскими хвостами на могилах духовных лидеров и объясняет их символическое значение. Исследования, проведенные в этой области, описываются, а также представлены точки зрения различных авторов на историческое и функциональное значение этих тугов.

Mualliflar haqida

  • Dilbar Gafforova , Fergana State University

    свободный соискатель

  • Ilxom Rizayev , Samarkand branch of Tashkent University of Information Technologies

    Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий доктор философии (PhD)

Adabiyotlar

Charfi A., Namatov N.A., Turaev B.O. The rise of islam //International Journal of Intellectual Cultural Heritage. – 2022. – Т. 2. – №. 2. – С. 121-132.

Turaev B.O., Namatov N.A., Namatov M.A. Islamic achievements in science //International Journal of Intellectual Cultural Heritage. – 2022. – Т. 2. – №. 2. – С. 25-35.

Samatov X.U. Naqshbandiya tariqatida xalq bilan muloqot qilishning tasavvufiy-falsafiy asoslari //Ilmiy axborotnoma. – С. 69.

Тураев Б.О. Махдуми Аъзам-мутафаккир //Самарқанд: ИБХМ нашриёти. – 2013.

Moser, Henri „Durch Central-Asien“, Leipzig, 1888.

Терлецкий Н.С., Некоторые древние атрибуты мусульманских мест паломничества и поклонения (к вопросу о функциях и символизме туга. http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-884314-159-6/978-5-884314-159-6_05.pdf (доступ - 12.05.2020)

Салоҳиддин Муҳиддин, «Исломда ўлим ва жаноза масалалари». Тошкент, Мовароуннаҳр, 2000

https://qomus.info/encyclopedia/cat-t/tug-uz/ (доступ 04.05.2020)

Дмитриев С.В. Знамя в военно-политической культуре тюрко-монгольских кочевников. Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 4.

http://hirr.hartsem.edu/ency/Syncretism.htm (доступ 03.05.2020)

http://kunstkamera.ru/files/lib/978-5-884314-159-6/978-5-884314-159-6_05.pdf (доступ - 12.05.2020)

Снесарев Г. П. Реликты до мусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. Москва, 1969

Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990

Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент, 1960

Безертинов Р.Н. Тенгрианство – религия тюрков и монголов. Казань, 2004

Хакимов А., Файзиева В., "Ўзбекистон Давлат Санъат Музейи ноёб хазинасидан". Ташкент, 2014

Шайх Муҳаммад Содиқ Муҳаммад Юсуф, «Сунний ақийдалар». Тошкент, Шарқ. 2011

Сафаров А. И., Ризаев И. И. Роль исторического сознания и исторической памяти в системе национального сознания //Культурное наследие и народное искусство: сохранение и актуализация в целях устойчивого развития общества. – 2022. – С. 297-303.

Усмонов Ф. Н. Основные этапы развития научной рациональности //Theoretical & Applied Science. – 2017. – №. 11. – С. 181-184.

Mardonov R. The role of social and humanitarian disciplines in the professional development of students //Conferencea. – 2021. – С. 17-21.

Yuklab olishlar

Nashr etilgan

2023-11-25