sg
O‘zbekcha

ПРОБЛЕМЫ ПРИЗНАНИЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭТИКЕ

Авторы

Ключевые слова:

искусство, художественный, олицетворение, метафора, сравнение, поэтика, персидско-таджикский, теория, независимый.

Аннотация

Приемы олицетворения в искусстве — один из древнейших методов в художественной литературы. Однако в средневековой персидско-таджикской поэтике она осталась вне поля зрения ученых, и в существующих трактатах изучались лишь некоторые черты этого вида искусства, а не все его аспекты.

В классической персидско-таджикской поэтике, известной как художественная наука о литературе, ученые уже много лет упускают изучением этого искусства речи. Хотя образцы приемы олицетворения в искусстве широко использовались в античной мифологии, народном устном творчестве, письменных источниках и литературе иранских народов, классической персидско-таджикской поэзии, средневековая поэтика не признавала его как отдельный вид поэтического искусства. В классической персидско-таджикской поэтике приемы олицетворения в искусстве изучалось не как самостоятельное поэтическое искусство, а в рамках искусства метафоры и сравнения. Олицетворения по своим теоретическим характеристикам и важному содержанию принципиально отличается от сравнения и метафоры. Во многих случаях ее форма и структура не вписываются в рамки искусства и метафоры, и она рассматривается в основном как отдельный поэтический искусство.

В статье рассматриваются теоретические особенности олицетворение, его независимость от искусства метафоры и сравнения, а также взгляды персидско-таджикских поэтоведов на этот вопрос.

Биография автора

  • Қаюмов Нодир Найимович, Донишкадаи омӯзгории Ӯзбекистон-Финландия

    доктори фанҳои фалсафа оид ба фанҳои филологӣ (PhD), дотсенти кафедраи таълими ибтидоии Донишкадаи омӯзгории Ӯзбекистон-Финландия

Библиографические ссылки

Арнаудов М. Психология литературного творчество. – Москва: Прогресс, 1985 г.

Атоуллоҳ Ҳусайнӣ. Бадоеъ ус-саноеъ.-Душанбе: “Ирфон” , 1974

Зеҳнӣ Т. Санъати сухан. – Душанбе: Ирфон, 1967, 102 бет

Исҳоқов Ё. “Сӯз санъати сӯзлиги”- Тошкент, “Зарқалам” 2006-128 бет

Камоли Хўҷандӣ. Қуллиёт. Ҷ 2. –Душанбе: Ирфон, 1985.-461 с.

Муҳаммадризо Шафеъии Кадканӣ. Сувари хаёл дар шеъри форсӣ. –Теҳрон: Огоҳ, 1389. – 732 с.

Сатторзода А. Баргузидаи осор.Бахши I. Такмилаи бадеъии форсии тоҷикӣ.-Душанбе: “Дониш”. 2021, саҳ 345

Фирдавсӣ Абулқосим. Шоҳнома. Ҷилди IV. -Душанбе: Адиб, 1988.-408с.

Шамси Қайси Розӣ. Ал мўъҷам: Муаллифи сарсухану тавзеҳот ва ҳозиркунандаи чоп Урбатулло Тоиров. – Душанбе: Адиб, 1991. – 464 с.

Шиблии Нӯмонӣ. Ҷилди савум, чаҳорум ва панҷум. – Душанбе ДДОТ, 2016. – 575 с.

N.Kayumov. Fors-tojik adabiyotida tashxis san’atining tarixiy shakllanish tamoyillari va uning nazariy xususiyatlari. Samarqand davlat chet tillari instituti nashriyoti, 2024-yil.

N.Kayumov. X-XI asrlar fors-tojik mumtoz poetikasida tashxis san'atining poetik funksional xususiyatlari. Xorijiy filologiya jurnali. 2023 yil, 3 (88) son. -B. 45-49

Опубликован

2025-04-25

Выпуск

Раздел

Литературоведение