АКСИОЛОГИЯ ЯЗЫКА: КАК ЦЕННОСТИ ФОРМИРУЮТ ФРАЗЕОЛОГИЮ И КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ
Ключевые слова:
Аксиология, Ценности, Язык, Фразеологизмы, Культурная значимость, Этика, Убеждения, Нормы, Философия, Языкознание, Идиоматические выражения, Культурно-языковая значимость, Культурная идентичность.Аннотация
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между аксиологией и языком, акцентируя внимание на выражении ценностей через фразеологические единицы, такие как идиомы и метафоры. Язык рассматривается не только как средство коммуникации, но и как зеркало, отражающее культурные, этические и исторические особенности общества. Особое внимание уделяется анализу идиоматических выражений разных культур, что позволяет выявить различия в приоритетах, нормах и мировоззрении. Фразеология играет ключевую роль в изучении языка, так как она отражает глубинные культурные и ценностные аспекты общества. Фразеологические единицы представляют собой не просто устойчивые выражения, но и носители коллективного опыта, традиций и мировоззрения. Исследование фразеологии способствует межкультурному диалогу, помогая выявлять общие черты и уникальные особенности различных этнических групп. Применены методы сравнительного анализа, концептуального анализа метафор и интерпретации фразеологических единиц. Исследование демонстрирует, как язык выступает важным инструментом сохранения культурных ценностей, традиций и передачи исторического опыта. Кроме того, изучается роль языка в поддержании гендерных стереотипов и возможности их преодоления. Результаты подчеркивают, что язык является не только средством передачи ценностей, но и мощным инструментом их изменения. В заключении акцентируется важность изучения языка как инструмента межкультурной эмпатии, способствующего инклюзивной коммуникации, равенству и глубокому пониманию разнообразных культурных традиций.
Библиографические ссылки
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - М.: Наука, 1988. - 341 с.; Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Pусские словари, 1996. - 416 с.; Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка. // Вопросы языкознания, № 1, 1995. - С. 67–34; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М.: Терра, Республика, 1999. - 432 с.; Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.; Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390с.; Тугарин В.П. Избранные философские труды. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. - 344 с
Арипова З.С. Шахс аҳлоқий фазилатлари такомилида миллий маънавият ва умуминсоний қадриятларнинг ўзаро алоқадорлиги: Фалс. фанл. номз. ...дисс. - Тошкент, 2012. –146 с.; Жўраева Б.М. Мақолларнинг лисоний мавқеи ва маъновий-услубий қўлланилиши: Филол. фанл. номз. ...дисс. - Бухоро, 2002. – 137 б.; Назаров Қ.Н. Қадриятлар тизими: Барқарорлик ва ўзгарувчанлик диалектикаси (аксиологиянинг ижтимоий-фалсафий муаммолари): Фалс. фанл. докт. ...дисс. -Тошкент, 1996. - 131 б.; Рузиева Р.Х. Жамиятнинг маънавий янгиланишида миллий ва умуминсоний қадриятлар уйғунлигини шакллантириш масалалари: Фалс. фанл. докт. ...дисс. -Тошкент, 2012. - 304 б.; Ибрагимова Э. Ўзбек тили лексикасининг аксиологик тадқиқи: Ўқув-услубий қўлланма. – Ф. 2018. – 84 б.
Lakoff G., M. Johnson. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought, New York: Basic Books. 1999. – 305 р.
Satvoldievna, U. D. (2021). Axiological Characteristics of English, Uzbek and Russian Phraseological Units. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 3(06), 40-45.
Usmonova, D. (2022). Аxeоlоgicаl Feаtures of Phrаseоlоgicаl Units (in the Cаse of Uzbek, Russiаn and English Lаnguаges). Miasto Przyszłości, 26, 135-136.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Научный вестник Ферганский государственный университета

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.