sg
O‘zbekcha

ТИПОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ

Авторы

  • Firuza Xalimova

    Samarkand State University

Ключевые слова:

базовые и культурные концепты, концепты универсалии, ценностное выражение, эмоциональное выражение.

Аннотация

В научной литературе определено множество типов концептов, однако нет общепринятой классификации, позволяющей представить, каким образом выстраивается взаимосвязь между различными типами художественных концептов, определить, как взаимодействуют операционные единицы мышления. В рамках данной статьи рассматривается подходы к типологии концептов; типы концептов по их семантическому содержанию; специфические особенности национальных, культурных и художественных концептов и т.д.

Биография автора

  • Firuza Xalimova, Samarkand State University

    Samarqand davlat chet tillar instituti dotsenti

Библиографические ссылки

Алефиренко Н.Ф. Язык, познание и культура: Когнитивно-семиологическая синергетика слова: Монография. – Волгоград: Перемена, 2006. – 228 с.

Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка: Культурные концепты. – М.: Наука, 1991. – С. 21-30.

Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. – 103 с.

Вежбитская А. Семантические универсалии и описание языков / А. Вежбитская / Пер. с англ. А.Д. Шмелева, под ред. Т.В. Булыгиной. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с.

Влахов С. Непереводимое в переводе / С. Влахов, С. Флорин. 2-е изд. испр. и дополн. – М., 1986. – 416 с.

Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение / С.Г. Воркачев // Тр. Кубан. гос. технологич. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Т. 17, вып. 2. – Краснодар, 2003. – С. 268-276.

Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт /С.Г. Воркачев. – М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. – 236 с.

Воробьев В.В. Лингвокультурология (Теория и методы): Монография / В.В. Воробьев. – М.: РУНД, 1997. – 331 с.

Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград - Архангельск: Перемена, 1996. – С. 3¬16.

Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – С. 75-80.

Карасик, В.И. Культурные доминанты в языке / В.И. Карасик // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – С.166-205.

Карасик В.И. Транслируемость концептов // Проблемы вербализации концептов в семантике языка и текста: Материалы Международного сим¬позиума: В 2 ч. 4.2. Тезисы докладов. – Волгоград: Перемена, 2003. – С. 17-19.

Красавский, Н.А. Эмоциональная концептосфера немецкого языка: опыт этимологического анализа // Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. №1. – С. 38-43.

Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 256 с.

Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как системное образование / Г.Г. Слышкин // Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация», 2004, № 1. – Волгоград: Изд-во ВГУ. – С. 29-34.

Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1999. № 1. – С. 91-115.

Толочко О.В. Образ как составляющая концепта школа / О.В. Толочко // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. – Волгоград, 1999. – С. 130-134.

Шаховский В.И. Эмоциональные культурные концепты: параллели и контрасты // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград-Архангельск, изд-во «Перемена», 1996. – С. 80-96.

Опубликован

2023-06-22