sg
O‘zbekcha

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Авторы

  • Tashkent State Pedagogical University after named Nizami
  • Fergana Stete University
  • Fergana Stete University

Ключевые слова:

мыслительные действия, приёмы общематематической деятельности, методы познания, учебная карта, учебная задача, модель.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования приемов общематематической деятельности учащихся, что является важной частью реализации тезаурусного подхода в обучении математики. При обучении математики в школе и вузе практически не рассматривается вопрос о системном формировании общематематических приемов деятельности. Формирование общематематических приёмов деятельности, в частности методов познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация) является основой усвоения новых понятий, их свойств, связей между понятиями, методов решения задач. Это помогает реализовать развивающий потенциал математики. Поэтому важно изучить формирование этих приёмов в процессе обучения математике.

Цель исследования - описать модель формирования общематематических приемов деятельности в процессе обучения математике.

Методы исследования: эмпирические методы (наблюдение за занятиями в школах и вузах, интервью с учителями); анализ, синтез, обобщение, конкретизация из общенаучных методов.

Результаты исследования: разработана четырехэтапная модель формирования общематематических приемов деятельности, дана характеристика каждому этапу.

Выводы. Процесс формирования приемов общематематической деятельности может осуществляться в следующие этапы: формирование понимания метода, интерпретация приведенных данных (выполнение метода на конкретном примере), применение метода и его передача. к новой ситуации. В соответствии с этой моделью были выделены четыре этапа: подготовительный, воспитательный, закрепляющий и практический. Процесс формирования может быть использован в виде учебной карты на основе определения пиёма деятельности, представляющего собой особый вид мыслительной деятельности.

Биографии авторов

  • , Tashkent State Pedagogical University after named Nizami

    Nizomiy nomidagi TDPU, professor

  • , Fergana Stete University

    Farg‘ona davlat universiteti, dotsent

  • , Fergana Stete University

    Farg‘ona davlat universiteti, katta o‘qituvchi

Библиографические ссылки

Алихонов С. Математика ўқитиш методикаси. [Aliakhonov S. The method of teaching Math]Т.: «Ўқитувчи», 1992. 199 б.

Епишевa O.Б. Tеxнoлoгия oбучения мaтемaтике нa oснoве деятельнoстнoгo пoдxoдa. [Yepishova O.B. Technology of teaching mathematics based on the activity approach] M.:Прoсвещение.2003.-223с.

Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: [Yepishova O.B. Krupich V.I. Teaching school pupils how to learn Math] Формирование приемов учеб. Деятельности. Кн. Для учителя. -М.: Просвещение, 1990. - 128 с.;

Изучение определений, аксиом, теорем: Пособие для учителей / Я.И. Груденов [Studying definitions of axiom, theorem: Benefit for teachers. Ya. I. Geudenov]- М.: Просвещение, 1981. 95с.

Nishonboyev A.S. O‘quvchilarini umummatematik faoliyat usullariga o‘rgatish vositalari haqida [Nishonboev S.A. About Teaching pupils the type of all Mathematics theories]// Namangan DU ilmiy axborotnomasi. 2023. №1. B. 719-723.

Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников [Pospelov N.N. Pospelov I.N. Formation of thinking operations for upper grade pupils] - М.: Педагогика, 1989. -152 с.

Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологический аспект). [Talzina N.F. Management knowledge process assimilation] – М.: Изд-во Моек, ун-та, 1984. – 345 с.

Тожиев М., Баракаев М., Хуррамов А. Математика ўқитиш методикаси. Ўқув қўлланма. [Tojiev M., Barakaev M., Xurramov A. The method of teaching Mathematics] Т.: “Фан ва технология”. 2017, 328 б.

Тургунбаев Р.М. Математик анализни тезаурусли ёндашув асосида ўқитиш. [Turgunboev R.M. Teaching mathematics analysis the way of thesaurus] Монография. Т.: “Bookmany print”, 2022. -196 б.

Опубликован

2023-10-24